Стиль Ле Корбюзье
Гениальный французский архитектор, художник и писатель Шарль Эдуард Ле Корбюзье внес заметный вклад в развитие современной архитектуры, отринув классические формы и дизайн исторических стилей. Его детищем в начале ХХ века стал рациональный стиль оформления жилого пространства, получивший название функционализм.
Тезис Ле Корбюзье, по которому «дом, как машина для жилья, предполагает эстетику точности и чистоты», считается теоретическим обоснованием стиля. Эта формула, всецело отражающая саму идею функционализма, и стала основополагающей для современных дизайнеров.
При формировании жилого пространства главное, чтобы формы соответствовали используемым материалам и конструкциям и определяли их функцию, вещи не бросались в глаза, насыщенные цвета предметов гармонировали со сдержанной графической гаммой пола и стен.
«Если замыслил концептуальный дом, то придумай соответствующий ему интерьер, а создал интерьер – сформируй его наполнение» – таково правило Ле Корбюзье. Архитектура без лишних украшений должна быть в единстве пространства и времени и восприниматься человеком в динамике, то есть внутреннее пространство помещений должно незримо «перетекать из интерьера в интерьер».
Функциональность первых работ граничила с абсурдностью. Но, развиваясь, стиль вобрал в себя все лучшее и стал простым и удобным, пластичным и эргономичным. В основе организации пространства – удобство и комфорт, а на первом плане – внутреннее содержание и функциональность, а не эстетика предметов, что вовсе не значит их неприглядность.
Главная особенность стиля – сохранить естественное освещение, поэтому важно, чтобы спальня выходила окнами на восток, столовая – на юг, а кабинет – на север. Дневного света в помещениях, создающего ощущение простора, должно быть много, а почти белые стены должны усиливать эффект. Системы хранения – встроенные шкафы или компактные стеллажи под лестницей – легко скрывают все необходимое, экономя пространство.
Важно продумать расположение окон и их оформление, искусственную подсветку и режимы ее работы, причем произвольное размещение светильников должно нести какую-то функцию или усиливать определенный эффект.
Многофункциональность и мобильность предметов обстановки – главное, но не в ущерб эстетичности. Обивка из «немарких» тканей простая, но стильная. Дорогие ткани, драпировки и ситец в цветочек здесь не уместны.
Для зонирования пространства применяют «временные стены», ширмы, стеллажи, жалюзи, шторы и пр.
Несмотря на неприхотливость и аскетичность, функционализм в интерьере – удовольствие не из дешевых, ведь, в связи с нестандартностью решений, задачи перед дизайнерами стаят непростые. Выкатывающаяся и встроенная мебель с надежными механизмами, системы хранения, да и источники освещения делают по индивидуальным проектам, что отражается на повышении их стоимости. Но каждый предмет в стиле Ле Корбюзье – высокая архитектура и бренд №1. Поэтому работы индустриального дизайна и сегодня остаются «богемными».