Элементы дизайна, похожие на рекламу
Посетители web-сайтов очень целенаправленны. Они настойчиво ищут информацию, которая им необходима, и игнорируют все ненужное, что им пытаются навязать. Они не просто игнорируют ненужную информацию, но даже выработали против нее своеобразную систему самозащиты. Все это связано с тем, что внимание пользователей Web пытаются привлечь всеми возможными способами, отвлекая их от поиска нужной им информации.
Отношение к баннерам и определение других видов рекламы
Среди пользователей в последние годы наметилась тенденция, получившая название "баннерная слепота". Исследования того, на чем и как долго задерживается взгляд посетителя web-сайта, констатировали факт, что практически во всех случаях взгляд пользователя останавливался на баннере не больше нескольких микросекунд. Пользователи Web приучили себя игнорировать даже самые яркие и вызывающие баннеры.
"Баннерная слепота" как понятие стало использоваться гораздо шире. Теперь оно относится не только к намеренному нежеланию пользователя просматривать содержимое баннеров, но и к игнорированию любой другой ненужной информации или рекламы. Многие пользователи пренебрегают цветными областями на краях страницы, постольку они чаще всего применяются для рекламы. Таким образом, любые яркие объекты больших размеров (особенно с элементами анимации) рискуют быть проигнорированными посетителем сайта. В процессе исследований очень часто наблюдалась ситуация, в которой испытуемые выбирали на сайте только те пункты и ссылки, которые их интересовали, и не обращали абсолютно никакого внимания на все остальное. Когда людям задавали вопрос по этому поводу после исследования, то в большинстве случаев ответ был таким: "Да, я видел эту информацию, но принял ее за рекламу и поэтому проигнорировал".
Самые нелюбимые приемы рекламы
Если элемент web-дизайна:
- Появляется во всплывающем окне
- Медленно загружается
- Разнообразными уловками стимулирует пользователя щелкнуть на нем
- Не имеет пиктограммы Закрыть
- Закрывает нужную информацию
- Не содержит конкретной информации
- Вызывает смещение информации вокруг своего окна
- Занимает большую часть страницы
- Постоянно мигает на странице
- Постоянно перемещается по экрану
- Автоматически воспроизводит звук
У пользователей сформировалась твердая уверенность в том, что полезная часть любой web-страницы выглядит как обыкновенный текст (исключение составляют только небольшие кнопки Добавить в корзину и тому подобное, которые располагаются сразу возле изображений товара). Можно было наблюдать, как некоторые пользователи не могли сделать покупку на электронном коммерческом сайте просто потому, что не могли найти кнопку Купить. А она просто была очень большой и слишком ярко оформленной, поэтому посетители сайта проигнорировали ее как ненужный элемент.
Как не иронично это прозвучит, но оказывается, совсем не важно, является ли элемент дизайна рекламой или нет. Если посетители сайта им пренебрегают, они этого так никогда и не узнают. Видя нечто похожее на рекламу, выработанные пользователем рефлексы заставляют просто не обращать внимания на данный элемент web-страницы.
Избегать элементов, похожих на рекламные баннеры, следует и по технической причине. Некоторые пользователи применяют специальное программное обеспечение, чтобы заблокировать появление рекламы на своих экранах. Подобные программные продукты не анализируют содержимое разных элементов web-сайта. Они просто отбрасывают все графические объекты, которые по размерам соответствуют общепринятым размерам рекламных баннеров.
Анализируя ситуацию, можно прийти в выводу о том, что "баннерная слепота" и другие способы игнорирования рекламы в Web будут только развиваться и совершенствоваться. Создание элементов сайта, похожих на рекламные баннеры, является верным способом значительно ухудшить простоту и удобство использования web-сайтов.