Традиционная русская мебель.
Ещё совсем недавно, в 1960-1970-х годах прошлого столетия почти в каждой деревенской избе стояли огромные старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно постелены домотканые половики. Кое-где до сих пор сохранились прялки, расписные и резные, колёсные и лопастные, берестяные и плетёные изделия. А на стол вечерами выставляли нестареющий тульский самовар, подле которого собирались все члены семьи и неторопливо пили ароматный горячий чай. Таинственно пахло травами, сушёным можжевельником и вереском, подвешенными к деревянным притолокам. Если среди суеты многоэтажного мегаполиса тот ушедший сказочный мир всё ещё дорог вам, наш рассказ о предметах русской традиционной мебели, несомненно, доставит вам удовольствие.
Процесс изучения народного творчества начался не сегодня, он прошёл долгий и непростой путь. Интерес к национальным традициям появился в разных странах ещё в ХIХ веке, затронув не только материальную культуру, но и музыку, поэзию, танцы.
В России понятие народного искусства в полной мере сформировалось в 1860-1870-е годы, в эпоху правления Александра III. Именно тогда первые научные экспедиции, созданные географическим и антропологическим обществами, отправились в глубинку с целью собирания фольклора, изучения языческих верований и обрядов. Тогда же издаются первые народные песенники, а народная тема находит своё отражение в творчестве композиторов «Могучей кучки».
Особое внимание исследователей привлекла славянская орнаментика, изучению которой они уделяли большое внимание. Результатом обращения к национальной культуре стало формирование в архитектуре псевдорусского стиля. История мебельного искусства этого периода ознаменовалась распространением так называемого «шутовского» кресла с подлокотниками в виде топоров. Оригинал его был преподнесён мастером Шутовым в дар императору. В 1890-е годы и на рубеже веков традиционные мотивы русского народного искусства мы видим в резной мебели талашкинских и абрамцевских художественных мастерских.
Необходимо отметить, что интерес к истокам народной культуры возник не только в России. В североамериканских штатах сформировался стиль «кантри» («country» - «страна, родина, сельская местность»), в Западной Европе - «фолк» («folk» - «народный»). Очередной всплеск этих исканий в ХХ веке явился реакцией на жёсткую урбанизацию мира, холодность, бездушность архитектуры и дизайна. Обращение к этническим традициям всегда было своеобразным отражением тоски по утраченным корням и выражало стремление людей к расширению горизонтов собственного бытия.
Возникновение и развитие основных форм крестьянской мебели неразрывно связано с изменениями, происходившими в городском жилище. Мебельные формы, бытовавшие в городах, будь то столы, лавки, сундуки, поставцы или шкафы, пришли на Русь из Европы. В ХVII веке преобладали немецкие традиции, а формы городской мебели ХVIII столетия складывались под влиянием приглашённых в страну западных архитекторов. Российские крестьяне, отправляясь из деревень на заработки в провинциальные города, видели мебель, выполненную городскими ремесленниками, которые, в свою очередь, ориентировались на столичных мастеров, удовлетворявших вкусы более богатых заказчиков и работавших с оглядкой на дворцовую моду. По возвращении в деревню крестьяне неумело пытались воссоздать увиденные вещи, и в их изделиях порой мы видим влияние голландских, французских и английских культур. Творчество крестьян и изделия городских мастеров различались, как убранство небольшой сельской церкви и городского собора. Так постепенно складывались традиции изготовления крестьянской мебели, обретая свою самобытную эстетику. Неотъемлемой частью русского народного искусства, несомненно, стало убранство крестьянской избы, основные формы которого складывались на протяжении минувших столетий.
На протяжении столетий кустарная деревенская мебель сохраняла сходство с ранними формами городских изделий, а секреты её изготовления передавались от отца к сыну. В особенности это касалось старообрядческих поселений. Рассматриваемые изделия порой трудно датировать. Бывало, что вещь ХVIII века расписывали лишь в середине ХIХ столетия. У староверов подчас образцы всего лишь пятидесятилетней давности делались по традициям XVII века. В таких случаях дату изготовления изделия можно определить по состоянию древесины и гвоздям. Непреходящее очарование этой мебели заключается в её неповторимости, рука автора, пусть неизвестного, явно чувствуется в каждом предмете. Вы не встретите двух одинаковых вещей, при всей их внешней схожести.
Крестьянская мебель выполнялась из местных недорогих пород дерева. В центральных губерниях её производили из сосны, ели, осины, берёзы, липы, дуба; на севере - из ели, сосны и лиственницы. Надо отметить, что лучший русский лес - вологодский. Именно из вологодской лиственницы делали удивительные сундуки, в которых никогда не заводилась моль.
Каждый предмет крестьянской мебели имеет свою затерявшуюся в веках родословную. Существуя в потоке времени, старые вещи сохраняют неповторимость, приобретая с каждым годом всё большее очарование и загадочность.
Исследования показали, что излюбленными формами на Руси были сундуки, столы, поставцы, буфеты, шкафы. История сундука берёт свое начало в Египте. Вплоть до ХIII века были распространены ранние европейские сундуки, которые выдалбливали в дереве. Их назвали протосундуками. Позже сформировался привычный нам сундук, сделанный из планок, соединённых гвоздями, обитый металлическими лентами. Сундуки во все времена имели различные размеры и формы. В средние века изготавливали переносные сундуки-кровати, сундуки для хранения денег, посуды, одежды. Ренессанс создал форму кассоне.
Сундук расписной, Архангельская губерния, конец 19 века.
Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Ещё В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи - коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времён монголо-татарских завоеваний, о чём говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определённое сходство сундука с саркофагом.
На Руси были распространены два вида сундуков - с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просечённым узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты - богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.
Одной из загадок для исследователей стал низкий стол на лыжах, найденный одной из экспедиций на Севере. Было установлено, что это карельский свадебный стол, который использовался один раз в жизни, когда дочь выдавали замуж. После того как сговор был закончен, били по рукам, а невеста, привязав полотенце, оттаскивала стол в сени, где он и хранился многие годы. В обнаруженных экземплярах явно прослеживаются формы и пропорции стиля барокко, что говорит о том, что этот вид столов сформировался во второй половине ХVIII века. Прочно вошёл в интерьер русского крестьянского жилища и стол. Эта несущая форма пришла из глубины веков. Небольшие столы, существовавшие в Египте, получили дальнейшее развитие в античности, а оттуда перешли в европейскую культуру. В русском крестьянском быту имело хождение несколько вариантов столов.
Существовали маленькие кухонные столы на четырёх ножках, с одним или двумя выдвижными ящиками, и столы-тумбы. Обеденные столы отличались большими размерами, устанавливались на четырёх ножках с мощными балясинами. Как правило, их ставили в центре помещения.
Своеобразным тайником, который, однако, никогда не прятали, а наоборот, использовали как украшение, был поставец.
Существуют сведения, что эта форма возникла в средневековой Англии. В эпоху поздней готики на Западе получили развитие дрессуары, те же поставцы, служившие для хранения реликвариев и прочих драгоценных предметов. С ХVI-ХVII веков европейские поставцы приобретают высокие ножки и используются, в основном, для хранения дорогой посуды.
Поставец крестьянского дома - это низкий шкаф, который устанавливался в избе на скамью. Он получил повсеместное распространение на Руси. Народные мастера северных деревень расписывали орнаментом их верхние и нижние «слепые» дверцы, филёнки украшали различными орнаментами. За этими дверцами хранили самое ценное, без чего не мыслили своей жизни - чаще всего, предметы религиозного культа. Туда же ставили медную посуду, братины, кружки.
Буфет. Архангельская область, конец 19века.
Продолжением и развитием формы поставца стал буфет. Этот тип мебели также появился во времена средневековья, но окончательно оформился во Франции как шкаф для посуды с полками и дверцами. В ХVII веке появился угловой посудный шкаф, на полках которого выставляли семейный фарфор и серебро. Буфеты были как одноярусными, так и двухъярусными.
В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет.
При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской. Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту. Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали. Мастера Вологодской и Архангельской губерний на филенках рисовали цветы в вазах или горшках. Эти наивные букеты, ветви, гирлянды всегда симметричны, при этом далеки от абсолютной симметрии профессионального искусства.
Гардеробы появляются достаточно поздно, в конце ХIХ века, и лишь в центральных районах России. Эта подвижная мебельная форма, представлявшая собой шкаф для спального и столового белья и одежды, также пришла в деревню из городского быта. При этом характерно, что шкаф для одежды практически не вошёл в дворцовый интерьер. Эта мебельная форма имела две дверцы во всю высоту, внизу, на цоколе, часто располагались один или два выдвижных ящика. Мебель покрывали красной или кирпичной краской, имитировавшей столичную мебель из красного дерева или ореха. Расписной мебели в центральной части России, где распространился гардероб, не было. На Севере, в Вологодской, Архангельской и частично Кировской областях, встроенный гардероб с филёнчатыми дверьми, по типу городских гардеробных комнат, существовал уже в XVIII веке.
История сохранила образцы рассмотренных здесь кустарных мебельных изделий от ХVII до середины ХХ века. Сегодня делаются отдельные попытки собрать образцы старой русской народной мебели. Коллекционирование и сохранение этих вещей может вернуть истории неповторимый пласт отечественной культуры во всей его полноте и очаровании.