Влияние японской философии на дизайн автомобилей

загруженное (15)

Отражение японской философии на дизайн автомобилей  Дизайн - современное искусство художественного конструирования - начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. Техницистский ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно принципы традиционного японского искусства - свободная композиция, асимметрия, целесообразность - соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Японская эстетика и прежде не делила предметы на "художественные" и "нехудожественные": любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн.Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности. Он обязан ими классическому искусству своей страны. Восхищение искусством прошлого не становится архаизацией, игрой в старину, даже в ультрасовременной вещи неизменно ощущается как основа, как многовековая культурная традиция.Можно сказать, что современной бытовой и электронной техникой, машинами и оборудованием, интерьерами жилых домов и офисов, а также многим-многим другим мир обязан дизайну Японии. Ведь именно он создал те образы всех этих предметов, которые в нашем сознании уже неотделимы от них. Громадные авто времен нефтяного бума и пышная вычурная мебель могут казаться роскошными, но большинство из нас - не персидские шейхи, а обычные горожане конца ХХ в. - живет в окружении удобных и умных вещей, рожденных практичным гением японского дизайна.Собственно то, что сейчас принято подразумевать под японским дизайном, зарождалось как противоположность европейскому. Если на континенте имя специалиста раскручивается больше, чем продукт, им созданный, то на островах ориентируются прежде всего на мощь корпораций. Имя человека, придумавшего ту или иную вещь, узнать нелегко: его не афишируют, да и сам автор не стремится себя показать. Чаще всего за каждым новым брендом скрывается целая команда - как в случае с «Nendo», «Pore», «Toto» или «Саго». И даже если основатель бренда - один человек, нетипично назвать марку собственным именем. Сами японцы характеризуют свой дизайн следующими словами: Чистота, Ясность, Прямота. Это всегда внятная идея, переведенная на язык пластики. Нет идеи - нет вещи. На эмоции никто особенно не полагается, никому в голову не придет оклеить кресло перьями и увешать бусинами. Декор сведен к минимуму, если не уничтожен как жанр. Чем меньше использовано материала - тем лучше, но эффект должен быть сильным. Более того, минимизация и есть цель дизайна.                    ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ДИЗАЙНА Произведение японского дизайна - это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота - завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщенных форм черного, белого и красного цветов в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии при этом никогда не становятся навязчивыми. В высшей степени функциональная жилая и офисная мебель не знает ни орнаментов, ни украшений, но выглядит удобной, "человечной" и по-настоящему классической благодаря смягчению углов и граней и спокойной гармонии пропорций.Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года - весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука - сохраняют прежнее обаяние.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>