Пропорциональность и ритм
Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации. Особенно велика роль пропорций в архитектуре. Постижением наилучших отношений величин, математическим анализом уже существующих памятников, поисками «ключа» к их совершенству занимались такие исследователи, как римский архитектор Витрувий, художники Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Дюрер и более поздние — Жолтовский, Химбидж, Корбюзье и мн. др. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, рациональных и иррациональных, которые были положены в основу пропорций самых замечательных памятников. К наиболее бесспорным относится так называемое золотое сечение. Если выстроить ряд золотого сечения, то соотношение одного отрезка к другому будет иметь постоянную величину. Если взять отрезок за единицу и разделить его в золотом сечении, то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382, и эту операцию (деля меньший отрезок в том же соотношении) можно повторять, получая при этом ряд золотого сечения. Сделать предмет или выстроить красивый дом по уже известному рецепту было всегда заманчиво. Поэтому увлечение найденными пропорциями, возведение их в некоторый вневременной абсолют было довольно распространенным заблуждением и в других видах искусства, монументальной живописи например.В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч. Приведем конкретный пример. Мы находим неудовлетворительными пропорции кухонного шкафчика, продиктованные целым рядом практических соображений. Чтобы зрительно изменить эти пропорции, мы расчленяем плоскость на две неравные части и подчеркиваем это разделение контрастным цветосочетанием. Выдвигающийся ящик в верхней части шкафчика служит основой для расчленения плоскости. В другом случае это может быть горизонтальная ручка для открывания дверцы.
Зрительной корректировке пропорций лучше всего поддаются экраны, пульты и другие двухмерные элементы, хотя были попытки пропорционировать даже легковой автомобиль.
Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений. Ритм — это имеющее внутреннюю закономерность чередование некоторого числа элементов. Понятие ритма у нас связано прежде всего с поэзией, музыкой, танцем. «В медленном ритме», «ритмические движения» — эти словосочетания нам представляются понятными, хотя объяснить это не совсем легко. Воспринимая и сравнивая повторения и интервалы, мы улавливаем их закономерную связь и получаем при этом эстетическое удовлетворение.
Ритм в архитектуре бывает очевидным, зримым: чередование на фасаде здания, например, балконов, простенков, колонн, пилястров может создавать хорошо прочитываемый ритмический ряд. Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры или кнопки на пульте, иллюминаторы, информационные щиты). Проблема ритма ещё более отчетливо выступает в решении пространственной среды. Ритмическая расстановка мебели или оборудования в интерьере формирует его пространство и оказывает самое решительное влияние на художественный образ. Но здесь не следует забывать, что чередование предметов и соответствующие интервалы в своей основе функциональны и на практике их размеры могут быть только слегка корректированы.
Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений. Ритм — это имеющее внутреннюю закономерность чередование некоторого числа элементов. Понятие ритма у нас связано прежде всего с поэзией, музыкой, танцем. «В медленном ритме», «ритмические движения» — эти словосочетания нам представляются понятными, хотя объяснить это не совсем легко. Воспринимая и сравнивая повторения и интервалы, мы улавливаем их закономерную связь и получаем при этом эстетическое удовлетворение.
Ритм в архитектуре бывает очевидным, зримым: чередование на фасаде здания, например, балконов, простенков, колонн, пилястров может создавать хорошо прочитываемый ритмический ряд. Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры или кнопки на пульте, иллюминаторы, информационные щиты). Проблема ритма ещё более отчетливо выступает в решении пространственной среды. Ритмическая расстановка мебели или оборудования в интерьере формирует его пространство и оказывает самое решительное влияние на художественный образ. Но здесь не следует забывать, что чередование предметов и соответствующие интервалы в своей основе функциональны и на практике их размеры могут быть только слегка корректированы.
Ритм касается не только отношения величин или цветовых пятен, но и направлений. Если в композиции господствуют вертикали и горизонтали, то они создают соответствующий ритм направлений. Если к этому прибавить направленную под углом диагональ или линию, то этим самым привносится уже чужеродный мотив, не входящий в общий, уже определившийся ритм. В случае повторения одних и тех же величин образуется так называемый метрический ряд. И здесь, хотя соотношений, по сути дела, нет, может родиться своя выразительность. Простой повтор в силу разных причин находил самое широкое применение в архитектуре: и в греческих храмах, и в римских амфитеатрах с их повторением рядов арок. Современное фабричное производство по своей сути связано с повторами, как и архитектура, которая в значительной степени также стала продуктом промышленного поточного производства.
Само по себе повторение одинаковых элементов может быть выразительным, как выразительны опоры моста или ряды машин в цеху.
Само по себе повторение одинаковых элементов может быть выразительным, как выразительны опоры моста или ряды машин в цеху.