Что такое мерчендайзинг?

Мерчендайзинг (или мерчандайзинг) - маркетинговая деятельность, осуществляемая непосредственно в точках продаж и направленная на увеличение объемов продаж посредством соответствующей подготовки товаров к продаже, активной коммуникации с посетителями и эффективного размещения товаров в магазинах и супермаркетах.
Ряд классических требований и действий в русле мерчендайзинга основаны на специальных знаниях. Так, известно, что предмет размером менее 40 см плохо заметен в ряду других. Поэтому, чтобы привлечь к себе внимание, группа таких товаров должна занимать на прилавке не менее 1,2 м по фронту. Рекламно-информационные надписи должны быть видны в магазине с расстояния не менее трех метров. Лучшими для расположения продуктов считаются центральная часть полки на уровне глаз, место возле известной продукции той же компании или рядом с соответствующими профилю данной продукции товарами, а также возле товаров с подобным качеством и уровнем цен. Если покупатель купил что-то, и на полке образовалась «дырка», ее незамедлительно нужно на виду у всех «залатать» новым экземпляром. Товары, покупаемые импульсно, без предварительной задумки (чаще всего это разнообразные мелочи), лучше всего размещать рядом с местом расчета, кассой.
Инструментом мерчендайзинга является распространение в торговых точках, так называемых POS- и POP-материалов (point of sale - точка продажи, point ojpurchase -точка покупки). К ним относятся стикеры (наклейки), листовки, плакаты, флажки, подставки для денег, для чеков, указатели, ведущие к продукции - все то, что позволят маркетологу его фантазия и администрация магазина.
Главная проблема становления мерчендайзинга в России - непонимание администрациями магазинов и продавцами того, что, соблюдая требования производителя по этому комплексу мероприятий, они тем самым повышают объемы продаж товара через свои точки. Для решения этой проблемы некоторые фирмы проводят образовательные программы непосредственно для продавцов перед внедрением элементов мерчендайзинга в той или иной торговой точке. Эта образовательная программа включает рассказ о товаре, его происхождении, содержании, свойствах. Здесь предполагается действие нехитрого психологического механизма: если продавец «вооружен» знаниями о продукте, он обязательно захочет поделиться ими с клиентами.
Большие помехи часто создает и неотлаженная система поставки товара в магазины, отсутствие полного ассортимента изделий. Этот вопрос решается усилением контроля за поставками, улучшением условий поставок, повышением дисциплины торговых агентов. Часто затруднения создают магазины, в которых запрещено размещение рекламных материалов (к счастью, таких осталось немного). Выход из положения состоит в грамотном использовании рабочей площади магазина для выкладки реализуемого товара без рекламных материалов.