Антиквенный шрифт

загруженное (23)

Термин «Антиквенный шрифт» в полиграфии обозначает семейство шрифтов, которые обладают общими графическими признаками: наличием серифов (засечек) в окончании штрихов и контрастом в толщинах вертикальных и горизонтальных линий, образующих графику знаков. Для антиквенных шрифтов характерно также специфическое чередование широких вертикальных и узких соединительных штрихов, которое возникает при письме «ширококонечным пером». Знаки антиквенного шрифта, даже в поздних образцах, которые сегодня использует полиграфия, копируют рукописную графику.

Рукописные формы антиквенного шрифта

В конце 14 столетия в Европе зародился новый стиль письма. Прогрессивно настроенные люди раннего Возрождения, гуманисты, изучали и пропагандировали наследие Древнего Рима и Греции. В своей корреспонденции они использовали не готический стиль письма, а копировали более ранние формы начертания букв, которыми были написаны древние рукописи. Отсюда и название шрифта – «антиква», то есть, древний.

Постепенно, новый для людей средневековья, и, старый по происхождению, шрифт распространился по Европе. Наибольшую популярность приобрели почерки под названием «канчеляреско» и «меркантильо», то есть, канцелярское и коммерческое письмо. Общий стиль письма того времени получил название «гуманистический курсив».
Гуманистический курсив. Палатино. 1540
Образец гуманистического минускула 15 столетие.)

Прекрасный образец письма «канчеляреско» дает нам современная полиграфическая наборная гарнитура, сделанная по рисунку немецкого каллиграфа, проектировщика шрифтов Германа Цапфа, шрифт так и называется «ITC Zapf Chancery»

Каллиграфы и художники Высокого Возрождения (15-16 века) создали образцы написания антиквенных знаков, которые были скопированы с римских монументов. По этим образцам-таблицам были сделаны медные гравюры и отпечатаны небольшие тиражи первой полиграфической продукции. Некоторые уникальные экземпляры этих гравюр дошли до наших дней. В Ленинской Библиотеке в Москве хранится экземпляр такого трактата о пропорциях букв итальянского архитектора Тальенте.

Изучая чертежи букв Тальенте, русский проектировщик Вадим Владимирович Лазурский создал рисунки своего шрифта, вошедшего в историю русской полиграфии, как «гарнитура Лазурского».


Первые наборные антиквы

В качестве наборного шрифта использовать «революционную» для своего времени антикву первопроходцы полиграфиирешились не сразу. Вначале, наборный шрифт копировал привычную средневековую «текстуру». Одним из первых печатать книги с «подвижных литер» стал основоположник полиграфии, немецкий ученый  Иоганн Гутенберг (1394-1468). Образцом его наборного шрифта служила рукописная текстура.

Изобретением Гуттенберга заинтересовался французский король Карл VII . По его приказу, ювелир, директор монетного двора в Туре Николя Жансон под именем Николауса Иенсена прибывает в Германию в город Майнц, с тайной миссией выведать у Гуттенберга секрет изготовления печатных книг (сохранился документ в Парижской национальной библиотеке датированный 4 октября 1458 года). Со своей миссией Иенсен удачно справляется. Четыре года он изучает таинства книгопечатанья.

В 1462 году Майнц подвергся нападению и почти полностью сгорел. Деловая жизнь города остановилась. Но Иенсен не возвращается на родину — его покровитель Карл VII скончался, а на престол в 1461 году вступил Луи XI, который не покровительствовал книгопечатанью.

Иенсен бежит в Италию, где первоначально работает в типографии под Римом, затем перебирается в свободную республику Венеция. Там, вдали от французского двора и Ватикана, можно было заняться прибыльным для своей эпохи полиграфическимбизнесом – изданием книг средневековых авторов. Для издания этих книг, Йенсен гравирует специальный шрифт, который копирует рукописный почерк древних авторов. Работы Иенсена были первыми наборными антиквенными шрифтами, предками тех, которые сейчас используются полиграфией (в рукописном варианте антиква уже существовала в трудах гуманистов). Свой опыт мастер передает итальянским типографам.

Отпечатанные в Венеции, на кораблях книги отправлялись по всем портам мира. «Интеллектуальная чума» быстро распространялась по Европе, принося прогрессивные идеи гуманизма и прибыль венецианским издателям.

Самым значительным после Гуттенберга историческим  персонажем, оказавшим влияние на развитие полиграфии, был известный венецианский издатель Альд Пий Мануций (1449-1515). (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B4) Он издавал труды древнегреческих и римских философов и поэтов. Для своих изданий Мануций заказал шрифт известному граверу, золотых дел мастеру Франческо Гриффо,  гордо именовавшему себя «ваятель литер». В своем шрифте, наборные кассы которого состояли из трех алфавитов, Гриффо обобщил опыт каллиграфов и художников Возрождения,.

Для набора заголовков и ПРОПИСНЫХ букв использовалась форма шрифта, заимствованная у Римских монументальных надписей. В основу знаков для текстового набора был положен стиль написания, используемый еще в средневековых скрипториях для быстрой и удобной переписки, который назывался «минускул».

Большое значение для типографов того времени представлял курсив. Дело в том, что большинство текстов были рукописными и писались именно курсивом. За основу курсивного шрифта был взят почерк «канчеляреско». Интересен тот факт, что «полужирного» начертания в классической антикве никогда не было (как и светлого), это «изобретение» пришло в наборный шрифт с развитием полиграфии,  в конце 19 века.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>