ОДЕЖДА КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА

загруженное (67)

Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в XIX—XX вв. как особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой. Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа — проектной культурой, объединившей науч­но-техническую и гуманитарную культуры. Дизайн — проектирование матери­альных объектов, как правило, потребительских изделий для удовлетворения потребностей человека и общества. Потребность — осознанная или неосознан­ная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека. Для того чтобы понять сущность дизайна, необходимо дать понятие «предметная среда». Пред­метная среда — это совокупность окружающих человека изделий и их комп­лексов, используемая им для организации функциональных процессов жизне­деятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является со­здание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайнер — специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и пред­метной среды. В структуру дизайна входят следующие элементы:

1)       субъект дизайн-деятельности — дизайнер и потребитель;

2)       объект дизайн-деятельности — дизайн-проект и дизайн-продукт;

3)       среда — различные системы деятельности.

Объектами дизайна могут быть промышленные изделия, элементы и систе­мы городской, производственной и жилой среды, визуальная информация. Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью пред­метной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Таким образом, дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности (наряду с индустриальным дизайном — сферой машино- и приборостроения, дизайном среды, графическим дизайном), целью которого является проекти­рование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяю­щей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Объект дизайна — утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и по­мимо эстетической функции, как и произведения искусства, выполняет мно­жество других функций. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна — формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых вещей. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не на «ук­рашение» традиционных форм (что можно назвать «художественным оформле­нием одежды»).

Так как одежда является вещью или совокупностью вещей, то она выпол­няет функции вещи:

1)        утилитарно-практическую, связанную с назначением вещи в конкрет­ной деятельности человека;

2)        адаптивную, обеспечивающую благоприятное для процессов жизнедея­тельности состояние среды: комфортность, способность вещи или среды об­легчать процесс адаптации человека в окружающем мире (особенно важной эта функция вещи представляется с точки зрения экологических проблем — об этом);

3)        результативную, связанную с социальным функционированием вещи, ее способностью способствовать достижению целей как отдельного человека, так и общества в целом;

4)   интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляют­ся качества культуры в целом: смысл (смысл вещи — ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности); традиции; ценности, выраженные в материале и форме. Вещь является, таким образом, отражением образа жиз­ни в целом, одежда — отражением образа человека и образа жизни.
Дизайн является и одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, так как осуществляет связь производства и потребления через тор­говлю, регулирует взаимодействие спроса и предложения, покупательскую активность массового потребителя. Дизайн — это социокультурный регулятор потребительского общества, необходимый для его функционирования и вос­производства. Покупая товар, потребитель приобретает не только вещь для удов­летворения своей потребности, но и символ определенного социального ста­туса. Дизайн благодаря символике предметов и предметных форм превращает товар в носителя определенных социокультурных значений, что является ус­ловием продажи нового товара. Таким образом, дизайн — одна из форм марке­тинга, массовой коммуникации между потребителем и производителем. «Рас­смотренный социологически, дизайн есть система управления взаимодействи­ем промышленности и рынка в массовом потребительском обществе путем придания внешним формам изделий символов престижа, благополучия, ло­яльности. Рассмотренный культуроведчески, дизайн — искусство»
Некоторые теоретики дизайна, действительно, рассматривают дизайн как новую форму существования искусства в современных условиях. На первый взгляд, особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства, произ­ведениями которого являются вещи, помимо эстетической, имеющие и прак­тическую функцию (например, посуда, гобелены, украшения). Поэтому кос­тюм также рассматривают как предмет прикладного искусства". Произведени­ем прикладного искусства можно считать вещь, в которой объединены мате­риально-практические и художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, является произведени­ем искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых задач, продиктованных реальными потреб­ностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник-прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконструирует функционально-техническую форму предмета. Кроме того, дизайн — особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе созда­ния новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и облада­ния творческим воображением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны именно для художника. Тем более, что современная промышлен­ность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство. Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил в своем оп­ределении итальянский дизайнер Этторе Сотсасс: «Дизайнер — это художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, созда­вая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкуса­ми, проектируя вещи и предметную среду в целом, он проектирует самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проек­тирует вещь, а опосредованно — человека и общество. Действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция обще­ства.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>