Экологическая ориентация дизайна
Экологическое направление в дизайне. В 1970-х гг., когда впервые в мире заговорили о реальной угрозе стоящих перед человечеством экологических катастроф, возникло экологическое направление в дизайне, ставшее откликом на негативные последствия технологической революции. Оно ориентировано на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды, т.е. на максимальную экономию ресурсов и материалов, достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности, разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде. Экологический подход к проектированию стал принципиально новым, поставив перед дизайном совершенно новые задачи.
В 1980-х гг. окончательно сложились новые концепции в дизайне («альтернативный дизайн», «новый дизайн», «метафорический дизайн», «антифункционализм»), которые на первый план выдвинули социокультурные функции дизайна. Так называемый культурологический подход в дизайне рассматривает Дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры, высоко оценивая способность дизайна не только к инновациям, но и к воссозданию традиционных ценностей. Поиски места дизайна в новой ситуации стали одной из причин формирования парадигмы средового проектирования в дизайне, радикально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Парадигма средового проектирования предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов. Вещь (объект дизайн-деятельности) является символом образа жизни в целом, подтверждающим его оправданность и привлекательность, поэтому дизайн способен влиять на формирование определенного образа жизни, определять структуру потребностей, способствуя утверждению экологических ценностей в обществе.
Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в общемировой процесс, последствия которого приводят к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи сходятся во мнении, что мы живем в эпоху смены цивилизаций: в эпоху «заката» технологической эры, «индустриальной цивилизации» и становления новой цивилизации, которая получила определения «постиндустриальная эра», «информационная цивилизация», «экологическая цивилизация» и «ноосфера». Экологический кризис требует от человечества глубокого переосмысления средств и методов достижения целей, пересмотра приоритетов в политике и экономике, поскольку экологические проблемы были порождены в первую очередь причинами не материального, а духовного порядка. Преодоление кризиса возможно только при условии фундаментального изменения нашего мышления и ценностей, поскольку экологические проблемы вызваны, как считают экологи, традиционными для западной цивилизации моделями взаимоотношения человека и природы, основанными на убеждении человека в собственном превосходстве. Формирование новых основ мировосприятия означает переход к новому этапу гармонизации события человека и природы. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных ог прошлых поколений стандартов в отношении к природе, характерных для технократического мышления.
Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. «Экологическое проектирование» не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.
Экологические проблемы находят отклик и в творчестве дизайнеров одежды. Впервые экологическая тема возникла в конце 1970-х — начале 1980-х гг., когда появился «экологический стиль»: в моду вошли одежда из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, Ручная работа в отделке и т.п. Вновь «экологический стиль» напомнил о себе в 1993—1994 гг. Однако за прошедшее с тех пор время произошли значительные изменения в понимании влияния экологических проблем на дизайн одежды, Стронувшие прежде всего принципы проектирования одежды. Сегодня экологическое направление в дизайне более связано с вопросами этики профессиональной деятельности, с изменением целей и задач дизайна в современном мире. В связи с этим можно выделить следующие векторы приложения усилий современного экологически ориентированного дизайна: экологизация потребления, поиск новых «экологичных» материалов и технологий, экологизация сознания, решение проблем, связанных с экологией человека и экологией культуры.