Мода «панк-стиля»
Своя субкультура была создана и «жертвами» скинов — выходцами из африканских стран. Она родилась в Британии и получила название «растафара».
Создатели этой субкультуры слушали музыку в стиле «рэгги», делали афропрически с ямайскими косичками, навешивали на себя африканские амулеты и украшения. Их одеждой были кроссовки, вязаные свитера и бесформенные береты цветов национального флага Эфиопии: желтого, зеленого и красного с добавлением черного как символа «Черного континента».
С 1977 г. на моду сильное влияние оказывала субкультура панков, появившаяся в Великобритании летом 1976 г. Панки были таким же порождением кризиса, как и бритоголовые. Их протест против общества, в котором они занимали положение изгоев, выражался в шокирующих костюмах.
Все было рассчитано на эпатаж и вызывало шок у благополучных представителей среднего класса. Правда, панками становились не только подростки с рабочих окраин, но и учащиеся лондонских художественных колледжей, которых панк-движение привлекло возможностью без всякого стеснения нарушать все традиции в поисках новой выразительности.
Они называли себя «отбросами» общества и культивировали маргинальность во всем, начиная с названия (слово «панк» в английском языке известно с XVI в., когда оно обозначало «уличную девку», потом приобрело значения «испорченный», «никчемный», «помойка», «подонок») и заканчивая одеждой. Панки писали на стенах домов и на своих майках: «Будущего нет», «Я превращаюсь в скотину», намеренно выступая в качестве «дегенератов» - символов упадка Великобритании, который осознавался тогда не только в связи с очередным экономическим кризисом, но и с утратой положения мировой империи.
Одежду панков можно сравнить с ругательствами, которыми они не только приправляли свою речь, но и тексты песен «панк-групп», обложки пластинок и рекламные плакаты.
«Панк-стиль» «представлял собой даже не пощечину хорошему вкусу, а хороший удар кулаком прямо по его физиономии».
Панки создавали свои костюмы на основе эклектичного смешения одежды, купленной в магазинах second hand, военной формы, списанной с армейских складов, дешевых побрякушек и самых невообразимых вещей, которые они превращали в украшения, — цепей от унитаза, английских булавок, рыболовных крючков, гильз от стреляных патронов и лезвий бритвы.
Создательница «панк-стиля» - Вивьен Вествуд
Яркими приметами «панк-стиля» были черная кожа и камуфляж, сетка и винил, эпатирующие надписи на футболках, специально разорванная одежда.
Театрализованный грим напоминал грим актеров театра Кабуки: набеленные лица, черные губы и тени, черный лак для ногтей, пирсинг (панки прокалывали не только уши во многих местах, но и носы, щеки, губы), прически ярких цветов и необычных форм (самая известная — знаменитый «панковский гребень», «ирокез»).
Панки женского пола носили мини-юбки с черными колготками и леггинсы с туфлями на каблуках-стилетах. «Панк-стиль» использовал и элементы фетишизма и садомазохизма. После хиппи именно субкультура панков оказала наиболее существенное влияние на моду, хотя была полной противоположностью движению хиппи.
Вместо лозунга «Любовь и мир» панки провозглашали «Секс и насилие», стремлению к естественному противопоставили искусственность (в том числе синтетику в одежде), отражая реалии напряженных 1970-х гг.
Уже в 1976 г. итальянское издание «Vogue» отвело несколько страниц антимоде панков — их черным одеждам и агрессивным аксессуарам.
В 1977 г. Зандра Роудс показала коллекцию «Концептуальный шик» с нарядными платьями из атласа, украшенными прорехами и английскими булавками.
В массовой моде тогда были популярны элементы костюма панков: одежда из черной кожи, неоновые цвета, татуировки, агрессивный макияж и украшения (в том числе кулоны в виде лезвий бритвы), прически, напоминающие панковские гребни.
Создательницей «панк-стиля» считается Вивьен Вествуд, хотя субкультура панков, конечно, появилась стихийно по объективным причинам.