Зачем современному дизайнеру знать историю шрифта?

загруженное (25)

В  компьютерном наборе существуют тысячи различных гарнитур. Графика их так разнообразна, что проблема шрифтового оформления в современной полиграфии заключается, прежде всего, в выборе одного или нескольких шрифтов, наиболее подходящих для печатного издания, рекламного проспекта, или плаката.

Безусловным критерием при отборе гарнитуры являются ее «потребительские» качества — удобочитаемость, возможность печати тем, или иным способом (особенно сильные ограничения по  графике шрифта в трафаретной технологии печати). Важную роль играют и «законы жанра», например,  в полиграфии существуют традиционные «книжные» шрифты.

Прагматичные американцы предлагают простую классификацию гарнитур. Все шрифты они делят на три группы: Текстовые, Дисплейные (заголовочные) и Фановые. К последним  относятся  экзотические и декоративные шрифты, задача которых состоит в привлечении внимания к надписи. Такая классификация проста, но очень условна. В одну группу попадает огромное количество разных по графике шрифтов. Набирать текст в книге или другой полиграфическойпродукции можно как гротеском, так и антиквой, а для заголовков вполне подходит «текстовый» шрифт.

Существует и более подробная классификация шрифтов, в которой учитывается специфика шрифтовой графики. Пропорции букв, характер концевых элементов, соотношения основных и дополнительных штрихов… Разные авторы предлагают различные варианты группировки. Однако во всех классификациях по графическим признакам, принятым в полиграфии, существуют такие группы шрифтов как: Антиква, Гротеск, Брусковый шрифт, Каллиграфические шрифты, и Декоративные формы гарнитур.

Классифицировать шрифт по графическим признакам очень удобно, но, чем точнее классификация, тем больше групп и подгрупп приходится в нее вводить. В подобных объединениях формы шрифта рассматриваются как бы в «статике». Они описывают существующие типы, но не прослеживают шрифт, как развивающуюся систему. Если обратиться к истории шрифта, то становится видно, что основные виды шрифта постепенно эволюционировали, и все  многообразие современных шрифтов, используемых полиграфией, выросло из нескольких исторических, «базовых» форм.

Знание истории развития шрифтовых форм, от рукописей до полиграфии, дает современному дизайнеру понимание шрифтовой графики. В сущности, не важно, к какой группе относится данный шрифт. Гораздо важнее понимать, на основе какого исторического образца он создан и как далеко ушел от своего прототипа, чувствовать, какой стиль написания букв ему близок «генетически», а какой является  антиподом. Подобная задача часто стоит перед дизайнерами, которые адаптируют иностранные издания для российского полиграфического рынка, когда нет русифицированного шрифта и необходимо подобрать его аналог.

Знание истории помогает при выборе нескольких шрифтов для оформления одногополиграфического издания. Шрифты могут быть либо близки, принадлежа одной эпохе, либо работать на контрасте, имея в своей основе образцы форм, созданных в разное время.

Кроме графических признаков, шрифт имеет и социально-культурное значение. Шрифтовая форма всегда связана с определенными историческими событиями в жизни общества в целом иполиграфии, в частности. Эти связи не всегда заметны, но нарушение таких традиций всегда вызывает негативные ощущения.

Вот пример. В американской шрифтовой культуре, шрифты с брусковыми засечками, ассоциируются с эпохой покорения «Дикого Запада». Броский и простой в написании шрифт использовался в ту пору на вывесках и плакатах. Завезен он был в Америку из Европы, где был тогда на пике популярности. Так и вошел этот шрифт в американскую культуру под прозвищем «вестерн». А вот в России у данного типа шрифтов совсем другая судьба. Ими писали революционные лозунги, знакомые нам по историческим кинолентам и документальным фотографиям. В России это не «вестерн» а «подлинно революционный» шрифт.

Согласитесь, ни одна, принятая в полиграфии, классификация шрифта не даст вам этой информации. Подобных нюансов в ассоциативном восприятии шрифтов очень много. И объясняются они не графическими признаками, а культурными традициями. А в оформленииполиграфических изданий и, особенно, в рекламе социально-культурное значение шрифта является одним из главных.

Мы искренне надеемся, что подготовленная специалистами дизайн-бюро рекламного агентства «МегаПро» серия из нескольких статей по истории шрифтовых форм, поможет дизайнерам и всем, интересующимся полиграфией, в изучении и понимании шрифта.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>