Работа дизайнера обуви

загруженное (4)

Парадокс: легкая промышленность находится в кризисном состоянии, а российские модельеры обуви востребованы на рынке труда. Кем?
• Сколько бы ни жаловались отечественные производители на нулевую рентабельность, успешные проекты в нашей стране есть: компании Ralf Ringer (фабрики в Москве и Владимире, годовой оборот – более $ 30 млн), Enrico (Ростов-на-Дону), «Вестфалика» (Новосибирск) и др. 

В настоящее время обувь выпускается на 260-ти крупных и средних предприятиях России. И везде работают дизайнеры.

• В объявлениях о вакансиях, размещенных на специализированных сайтах, нередко встречается упоминание о командировках в Китай… При чем здесь Китай? По прогнозам экспертов, через пять лет около 80 % всей потребляемой в мире обуви будет производиться именно там.

Немецкие, французские, американские и даже итальянские компании все чаще шьют туфли, сапоги и кроссовки в Поднебесной – дешево. По этому пути идет и большинство российских компаний: «Терволина", "Пальмира", "Эконика" и др. Многие не имеют собственных предприятий, а лишь инвестируют средства в изготовление обуви за рубежом.

Но коллекции они создают силами российских дизайнеров, которые не только проектируют модели, но и контролируют производственный процесс «на месте».

Бытует мнение, что создание обуви - дело менее творческое, чем моделирование одежды, но это не так. Скорее, наоборот. Зажатым в узкие рамки конструкции (подошва, колодка, каблук), «обувщикам» приходится проявлять чудеса фантазии и смекалки. Это с их легкой руки появляются стильные туфельки, подчеркивающие грациозность женщин, респектабельные мужские ботинки, удобные сандалии для детей.

Это они придумали «шпильки», «танкетки», «лодочки», «ботфорты» и многое другое. При создании эксклюзивных моделей в ход идут раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса, алмазы, золотое и серебряное шитье, стразы и вставки из кусочков зеркал... Играя формой и цветом, изобретая новые конструкции, дизайнеры создают неповторимые эксклюзивные модели, за которые богатые клиенты готовы заплатить любые деньги.

Но чтобы стать известным дизайнером, творческих способностей недостаточно. Второе условие успешной карьеры - «золотые руки». Многие полагают, что дизайнер - только художник, создающий броские эскизы. На самом деле мало придумать и нарисовать модель, нужно представлять, как твоя идея воплотится в жизнь. А для этого надо уметь шить, хорошо знать технологию производства, основы моделирования и конструирования.

В дизайне обуви это важно. Если при изготовлении одежды ошибка в 5 мм практически незаметна, то здесь подобные проколы недопустимы. Туфли будут либо жать, либо сидеть на ноге слишком свободно. Подобными вещами часто грешат начинающие специалисты. Они создают красивые эскизы, а когда модель пытаются запустить в производство, оказывается: туфли невозможно надеть, потому что раскрываемость плохая, или сборка настолько сложна, что производство будет нерентабельным. Одним словом, на уровне эскиза все только начинается.

И, наконец, дизайнер должен быть хорошим менеджером. Без умения «продвигать» себя в этом бизнесе делать нечего. Для начала молодой талант может принять участие в ежегодной специализированной выставке обуви МосШуз. Конечно, чтобы создать собственную коллекцию, понадобятся деньги. Приблизительная стоимость изготовления пары туфель по своим эскизам в доме моды – примерно $ 300-350 (в зависимости от сложности), сапог $ 400-500.

Коллекция может состоять всего из 3-5 моделей, и, если она действительно интересная, все затраты окупятся сторицей. Уже после первой выставки многие дизайнеры получают заказы на подготовку коллекций от крупных фабрик – как российских, так и зарубежных. А чтобы привлечь внимание общественности и прессы, нужна оригинальная идея.

Скажем, Ирина Селицкая в свое время представила коллекцию обуви из рыбьей кожи! На показ пришло много народу, съехались корреспонденты разных изданий – от "Охоты и рыбалки" до журналов мод – готовые написать о коллекции совершенно бесплатно…

Будущего гения обувного дизайна «вычислить» довольно просто. Практически все известные мастера начинали творить чуть ли не с пеленок.

* «Король шпилек» Маноло Бланик еще ребенком обувал своих собаку и ручную обезьянку, а его любимой игрушкой были обычные веревочные туфли. Он украшал их ракушками, монетками, стеклышками - всем, что попадалось под руку.

* Легендарный Сальваторе Феррагамо мечтал быть самым лучшим сапожником в мире и уже в восемь лет неплохо управлялся с молотком, дратвой и сапожным ножом.

* Андре Перуджа, известный как король обувщиков, открыл свой первый магазин в Ницце в возрасте шестнадцати лет.

* Известный московский дизайнер Михаил Погосян с удовольствием проводил часы детского досуга с молотком и обувными колодками, в то время как его ровесники играли в футбол или казаки-разбойники.

* Александр Гусев, защищая диплом в институте, представил 14 (!) самостоятельных работ, из них - четыре пары обуви, хотя было бы достаточно и одной. Всего два вуза Прошло время учебы в сапожных мастерских - поступайте в вузы Выбор профильных институтов в Москве невелик, но если вы туда поступите - станете эксклюзивным специалистом.

Чтобы стать дизайнером обуви
 - первый этап экзаменов – просмотр домашних художественных работ. Абитуриенты раскладывают свои шедевры в институте, а приемная комиссия производит отсев совсем безнадежных претендентов, которым тут же советуют не тратить нервы на предстоящее поступление. Понадобится около десяти работ: в идеале – по рисунку (головы гипсовые), живописи (натюрморты) и композиции.

На самом деле абитуриенты приносят свои лучшие работы в любом стиле и технике. Некоторые преподаватели рассматривают и их («рисовать может, пусть попробует поступить»). Еще надежнее записаться на подготовительные курсы при вузе.

Творческие вступительные испытания традиционны для дизайнеров: все тот же рисунок, живопись и композиция. Самый важный экзамен для будущего дизайнера - композиция. Здесь нужно выразить идею через форму и цвет. Дают, например, название темы: «янтарный берег», «сосновый лес», «малахит», «осень», «карнавал» или «ночной город» – и нужно нарисовать серию эскизов.Будущий модельер должен научиться двум основным вещам: созданию эскизов и воплощению своих идей в материале. Поэтому студенты много рисуют (по несколько часов в день) и очень рано берутся за иголку и нитку. На пленэры они выезжают за город, а производственная практика проходит на профильных предприятиях. Теоретический блок начинается со старых знакомых - рисунка, живописи, композиции. Ими предстоит заниматься до самого выпуска.

Позже изучаются такие сложные дисциплины, как технология обувного производства и аксессуаров, материаловедение, конструирование, моделирование. Обязательны также черчение и информатика – без знания точных наук нельзя рассчитать и смоделировать детали обуви. Помимо спецпредметов, на факультетах дизайна преподают общегуманитарные. Но и в них акценты расставлены на моде: история костюма, философия моды, экономика индустрии моды и т. д.

Уже со второго курса многие студенты начинают создавать свои первые коллекции обуви, участвовать в выставках (МосШуз и др). А с третьего-четвертого курса некоторые уже работают в обувных компаниях. В поисках молодых дарований в институты обращаются не только российские, но и зарубежные фирмы. Но все же не стоит сидеть сложа руки, ожидая, когда тебя оценят по достоинству. Дизайнер - модельер обуви – ремесло, которым можно овладеть только практически. Только с помощью собственной инициативы можно чего-то добиться.  Еще лучше, если молодой талант попадет в Дом моды, где возможности для творчества намного шире.

На фабриках дизайнер сразу оказывается в жестких тисках производства, экономики, переналадки оборудования, существующих технологий, а в Доме моды он может воплощать свои самые интересные идеи. На обувной фабрике дизайнеры работают в команде со многими специалистами: маркетологами, модельерами-конструкторами, модельером -колодочником.

Маркетологи дают техническое задание: на какую аудиторию нужно ориентироваться при создании моделей, какие факторы учитывать. За каждым дизайнером закреплено одно из направлений. Задача – нарисовать эскизы, придумать интересные формы, дать задание модельеру-колодочнику на изготовление нужной колодки («форма» будущей обуви с учетом параметров ноги и тенденций моды).

Дизайнеры подбирают материал, подошву, учитывая как эстетику, так и удобство. Эскизы рисуются от руки или на компьтере . Можно моделировать образ сразу на колодке, наклеивая на нее липкую малярную ленту. Это позволяет реально представить будущую модель, так как пропорции на бумаге не всегда соответствуют форме.

На разработку эскизного ряда дается один-два месяца. А дальше модельеры-конструкторы воплощают эти эскизы в пробных образцах. Их изготавливают в экспериментальном цехе, потом они утверждаются на художественном совете и, получив «добро», поступают в производство.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>