Пришло время дизайна
Известно, что мы живем в мире дизайна. Этот мир сегодня сильно меняется. Дизайн уже перестает быть проектированием окружающего нас предметного мира, его компетенции становятся существенно шире. Так, на Западе дизайн превращается в глобальный инструмент, оттесняющий маркетинг, социологию. Его задача сегодня — поиск дифференциаций, рождение потребностей, открытие новых направлений. "В Европе дизайн опускается на глубинные уровни антропологических исследований: человеческого поведения, потребления, стиля жизни. Маркетинг же все чаще “промахивается”: 98% товаров, которые прошли маркетинговый цикл, не дают ожидаемых результатов продаж. Никто не хочет это больше терпеть", — говорит Александр Матвеев, арт-директор Studio Designet. Заказчиками на дизайн в Европе сегодня выступают не только промышленные компании или частные лица, но и страны, муниципалитеты, общество.
Это в Европе. В нашей стране все пока намного проще. Сегодня у нас только заговорили о роли дизайна в промышленности и в общественной жизни. Причем заговорили не только профессиональные дизайнеры, но и правительственные чиновники — без упоминания о дизайне сегодня не проходит ни одно заседание правительства по экономическим вопросам.
Впрочем, у наметившегося оживления в коридорах власти есть и объективные причины: в последние годы в стране начал развиваться рынок услуг промышленного дизайна. Существующие дизайн-студии, а их пока очень немного, говорят о том, что спрос со стороны предпринимателей на услуги в области промышленного дизайна стабильно растет. Более того, сегодня уже есть готовые продукты, которые реализуются в отечественной рознице: это фильтры для очистки воды, тепловые конвекторы, канцтовары, телевизоры, телевизионные антенны, микроволновые печи и многое другое. Сами же дизайн-студии, до недавнего времени в основном занимавшиеся дизайном интерьеров и графическим дизайном (рекламный, журнальный, книжный дизайн, разработка логотипов, упаковка) сегодня формируют отделы промдизайна и заявляют о том, что промышленный дизайн становится для них приоритетным направлением деятельности.
Пока этот рынок находится в самой начальной стадии своего развития. "Сегодня мы переживаем некий промежуточный этап, когда потребность в промдизайне уже есть, а осознание этой потребности, и понимание того, как промдизайн может быть включен в существующие бизнес-процессы, только просыпается", — говорит Александр Матвеев. Однако уже сейчас можно сказать, при каких условиях эта объективная потребность может превратиться в большой рынок.
Потребность дифференцироваться
Кто же предъявляет спрос на услуги российских промдизайнеров? Условно заказчиков можно разделить на три группы. Первая — это торговые компании, которые занимаются реализацией OEM— и ODM−продуктов*. Суть OEM— и ODM−схем состоит в следующем. Отечественные поставщики массовых товаров (электроника, одежда, обувь и прочее) приезжают, как правило, в Китай, где закупают у местных производителей либо комплектующие, которые затем используют для создания или комплектации собственного товара под своим брендом (OEM-производство), либо готовый продукт, получая эксклюзивные права продажи на Россию или СНГ у китайцев, которые ставят на этот продукт нужный российскому поставщику бренд (ODM-производство). Цель использования этих схем — удешевление конечного продукта. Такими схемами пользуется большинство компаний по всему миру. Из тех же китайских комплектующих создаются товары с европейскими брендами, на продажу готовых китайских продуктов эксклюзивные права получают многие другие производители, которые потом везут их на российский рынок. В итоге наш рынок наполняется однотипными, а зачастую и просто одинаковыми товарами под разными брендами. Российский производитель или поставщик никак не может дифференцироваться — ни по цене, ни по качеству, ни по дизайну — и поневоле начинает думать о разработке собственного продукта. В основном заказы на промышленный дизайн от подобных компаний-поставщиков появляются в таких отраслях, как бытовая электроника, канцтовары, товары для дома.
Вторая группа заказчиков это небольшие компании, работающие в узких рыночных нишах и пытающиеся создать уникальный с точки зрения внешнего вида или же и вовсе инновационный продукт. В основном подобного рода заказы дизайнерам поступают от нишевых компаний, занимающихся, например, производством медтехники, спортивных тренажеров, систем безопасности, бытовых фильтров.
Наконец, третья группа — крупные иностранные корпорации. Россия для них — огромный рынок сбыта, и для этого рынка нужны свои уникальные модели, которые будут лучше адаптированы к российскому вкусу. Пока таких заказов очень немного, и в основном они исходят от производителей бытовой электроники. "Сегодня на массовом рынке видеотехники ни у кого нет технологического преимущества, достигнут некий порог совершенства. Как завлечь потребителя в этой ситуации? Мы сконцентрировались на нетехнологической идее: решили сделать технику удобной и эргономичной, простой в использовании. Для реализации этой идеи в России мы и обратились к российским дизайнерам — они лучше понимают отечественного потребителя, чем, например, их китайские коллеги", — говорит Михаил Крундышев, заместитель главы представительства китайской корпорации BBK Electronics в России и СНГ. Сегодня количество заказов на промышленный дизайн измеряется всего сотнямипродуктов в год, но их число постоянно растет.
Почему же спрос на отечественный промдизайн возник именно сейчас? Тому есть несколько причин. Первая: раньше нашим предпринимателям было не до дизайна. "Дизайн — это инструмент, который эффективно работает, когда все остальное в производстве и продажах отлажено. Возможность полноценно использовать эти услуги у компаний возникает лишь на определенном этапе их развития", — говорит Александр Матвеев. К настоящему моменту большинство российских компаний смогли создать функционирующую производственно-сбытовую систему и стали думать о формировании собственного стиля и уникальных продуктах.
Вторая причина — ассортиментное однообразие на рынке. "Сегодня у локальных производителей появляется потребность в формировании своего лица за счет уникального продукта. Один логотип, размещенный на изделии, уже не играет дифференцирующей роли. На первый план выходят реальные потребительские качества продукта, а их может обеспечить только дизайн", — говорит г-н Матвеев.
Размещение заказов на собственный дизайн в Европе или даже во многих китайских студиях пока слишком дорого для отечественных производителей, поэтому они обращается к российским дизайнерам. Относительная дороговизна подобных услуг за рубежом — третья причина роста интереса производителей к внутреннему рынку услуг по промышленному дизайну.
Поиск баланса
Кто сегодня предлагает на рынке услуги по промышленному дизайну? Безусловно, есть фриланс-дизайнеры, работающие по заказам различных компаний. Их деятельность в целом не оказывает существенного влияния на развитие рынка, поскольку они не в состоянии справиться с серьезными проектами, где требуется многопрофильная команда специалистов. Есть несколько независимых дизайн-бюро, имеющих полностью реализованные — от идеи до магазинного прилавка — проекты. Лидеры этого рынка — Студия Артемия Лебедева и компания "Смирнов Дизайн": в их портфеле десятки реализованных проектов и они активно продвигают свои услуги. На счету остальных дизайнерских команд — Studio.Designet, Ostengruppe, Aleshin Studio, Designworks, Espo, "Палио", i-Design и др. — пока единицы реализованных проектов. Большинство дизайнерских студий расположено в Москве, и лишь небольшая часть рассеяна по другим крупным городам России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тольятти).
В активе студии "Смирнов Дизайн" более шестидесяти проектов. Среди них разработка дизайна корпуса УЗИ-аппарата для "Спектромеда", камеры слежения,GSM-модема, GPS-позиционеров для "Видеофона МВ"; разработка и внедрение в производство дыхательного тренажера для компании "Спорт Технолоджи"; разработка и производство фильтра для очистки воды "Барьер" по заказу "Меттэм-Технологии"; разработка дизайна канистр "Тосол Север" и Nord; смена всей линейки электропродукции Pilot и ряд других проектов, а также большое количество средств связи и электротехнической продукции.
Среди реализованных проектов Студии Артемия Лебедева, которых сегодня свыше тридцати, — разработка и внедрение в производство новой формы шоколада и шоколадных конфет для компании "Верность качеству", дизайн телевизионной антенны по заказу фирмы "Локус", дизайн отопительных батарей по заказу компании "Изотерм", телевизоров "Сокол", дизайн серии микроволновых печей для Samsung Electronics и многое другое. Проект создания печей Sweetheart для Samsung Electronics — первый случай сотрудничества в области промышленного дизайна транснациональной корпорации и российской дизайнерской компании. До этого компания Samsung сотрудничала с такими известными европейскими студиями, как Porsche и Pininfarina. Один из последних проектов отдела промдизайна Студии Артемия Лебедева — разработка для китайской корпорации BBK уникального интуитивного интерфейса для всей ассортиментной линейки DVD-плееров компании и дизайн пультов дистанционного управления.
Несмотря на то что рынок дизайнерских услуг только начинает формироваться, сегодня уже видна некоторая специфика дизайн-студий. Так, компания "Смирнов Дизайн" — это дизайн-бюро полного цикла, которое с самого начала специализировалось на промышленном дизайне, в большей степени ориентируется не на креатив, а на маркетинг и оперативное внедрение разрабатываемого продукта. Сергей Смирнов, директор компании, еще в студенческие годы сделавший для НПО "Электротехника" электровыключатель, ставший флагманом производства на многие годы, считает, что "главное — сделать не дизайн, а изделие, где дизайн — одно из конкурентных преимуществ наряду с технологичностью и рыночной востребованностью". Поэтому основной акцент при формировании своей команды Смирнов сделал на наличие конструкторов и создание отдельной компании, занимающейся производством пресс-форм.
У Студии Артемия Лебедева сильна креативная составляющая; кроме того, студия оказывает своим клиентам более широкий спектр услуг. Как правило, собственно дизайнерской работе над конкретными изделиями предшествует целый ряд проектов — создание сайта компании-заказчика, разработка его фирменного стиля, полиграфической рекламной продукции. "Заказ на дизайн микроволновых печей — закономерное продолжение нашего сотрудничества со студией, — говорит менеджер по маркетингу компании Samsung Оксана Сысоева. — Мы работаем с ней с 1999 года, за это время было выполнено сорок пять проектов, в числе которых корпоративный сайт компании, промосайты, интернет-игры, рекламная продукция".
О многоплановом сотрудничестве со студией Лебедева говорят и в корпорации BBK: "Создание в одной студии дизайна наших изделий и разработка промосайта под новую стратегию продвижения позволят нам быстрее и лучше донести наши идеи до потребителя. Кроме того, в студии Лебедева нас привлекло то, что она бралась одновременно и за дизайн, и за создание интерфейса DVD-плееров. Это редкость на рынке дизайнерских услуг, быстро найти такую западную компанию нам не удалось", — говорит Михаил Крундышев.
Основной доход дизайн-студиям приносят заказы на разработку дизайна. Однако многие компании создают и собственный продукт. Этим, например, занимается Студия Артемия Лебедева, один из самых ярких проектов которой — компьютерная клавиатура Optimus. Судя по отзывам на сайте компании, этот продукт получил большой отклик в мире компьютерной техники и электроники. По мнению дизайнера студии Тимура Бурбаева, благодаря этому проекту за рубежом многие узнали о том, что в России есть промышленный дизайн.
Компания Ostengruppe занимается продвижением собственных концептов мебели, игрушек, светильников. Работа в стиле домов высокой моды — сначала подиум, потом заказчик — пока не приносит дизайнерам больших доходов, зато дает эстетическое удовлетворение, которое не всегда можно получить, выполняя чьи-то заказы. Найти оптимальный баланс между собственным художественным вкусом и потребностями рынка — очень непростая задача, для ее решения нужен опыт. Грамотное решение в конечном итоге и определяет успех или неуспех дизайнерского продукта на рынке.