Готический шрифт
Термин «Готический» обозначает семейство шрифтов, которыми писали в средневековой Европе задолго до возникновения полиграфической промышленности. Само название было придумано в 15 веке гуманистами итальянского возрождения, считавшими подобные шрифты «варварскими» («готы» - название древних германских племен, не имевших, однако, к данному способу начертания букв никакого отношения).
«Варварским», готическим шрифтам противопоставлялись антиквенные шрифты, созданные на основе римского монументального письма (см. главу Антиква).
Современные наборные гарнитуры, которые используются в полиграфии, представляют поздние формы готического шрифта, сложившиеся в Европе к концу 16-17 веков. Примером такого шрифта может служить гарнитура Fraktura (http://www.paratype.ru/help/term/terms.asp?code=146)
За свою пятивековую историю готический шрифт претерпел многочисленные преобразования. Его рукописные формы имеют огромное количество «почерков» различающихся по графике знаков. Печатный готический шрифт развивался и изменялся вместе с полиграфией, подчиняясь требованиям и ограничениям технологий печати, печатных форм и материалов. В результате, его ранние и поздние образцы стали существенно отличаться друг от друга.
В данном материале мы расскажем только про основные формы готического шрифта.
Текстура
В переводе с немецкого Textur означает ткань. В Германии этот вид шрифта назывался Missal Schrift (литургический шрифт), или Gitter Schrift (Gitter – решетка). Эти названия прекрасно характеризуют и его форму, и назначение. В полиграфии, набор текстурой похож на плотный тканый узор (или узор тяжелой кованой решетки), сплошь покрывающий страницу. Знаки узкие, в конструкции букв преобладают жирные вертикальные штрихи.
Характерной особенностью готических текстов является отсутствие прописных букв (заглавные буквы, ИНИЦИАЛЫ, рисовались отдельно и по форме могли сильно отличаться от текстового шрифта). Слова не разделяли пробелом, их отделяли стоящей по центру строки жирной точкой. Строки выравнивали как по левому, так и по правому краю.
Для «красоты» написания в некоторых словах пропускали гласные буквы, а иногда целые слоги (пропущенные буквы обозначали сверху тонкой чертой – титлом). Такое написание не противоречило задачам книг того времени, так как текстурой писали канонические тексты. Читающий знал текст наизусть, написанное было всего лишь подсказкой, а книга, скорее, предметом культа, нежели источником информации.
Вопрос удобочитаемости, в современном его понимании, перед средневековыми писцами не стоял. Зато эстетические взгляды средневековья полностью отразились в характере шрифта. Трудно представить себе иное написание букв под стрельчатыми арками средневекового собора богато украшенного каменной резьбой. Стилистика оформления шрифта повторяет архитектурный стиль эпохи.
Форма шрифта и технология печати в средневековье
Расцвет текстуры совпадает с изобретением (или заимствованием из Китая) техники «обрезной» гравюры. Первая известная ксилография (изображение Богородицы) датируется 1418 г.
Во времена зарождения полиграфии, книги печатались с «клише» вырезанных гравером на цельной доске дерева твердой породы (обычно груша). На доску наносился зеркальный рисунок страницы будущей книги, нарисованная линией картинка (полутона, при таком виде печати, передать было невозможно) и текст. Затем гравер резцом по контуру «обрезал» рисунок, белые места удалялись. Оставались печатные элементы, которые возвышались над пробельными, на них накатывалась краска. Затем на печатную доску накладывали лист бумаги и притирали к печатным элементам (типографский пресс изобрели значительно позже). Таким способом тиражировали канонические тексты до появления полиграфического производства с его печатными машинами.
Выгода заключалась именно в том, что текст был неизменен, ведь изготовить деревянную форму стоило большого труда. Правда, печатать получалось только на одной стороне листа, так как типографская краска размазывалась при притирании бумаги. Но, все равно, новый метод изготовления книг во много раз превосходил по скорости традиционное переписывание. Книги, напечатанные с деревянных досок на одной стороне бумажного листа, получили названиеИнкунабулы.
Направление волокон материала было также важно для шрифта на обрезных гравюрах, как и при письме на папирусе. Волокна древесины на доске расположены вдоль листа, именно так было выгодно ориентировать доску, ведь книги имели вытянутую по вертикали прямоугольную форму (другое название обрезной гравюры – «продольная гравюра», или гравюра на «продольных» досках). Резцом было легко оконтурить вертикальные штрихи, они имели основное значение в конструкции готического шрифта, при оконтуривании горизонтальных штрихов резец шел поперек волокон, штрихи получались неровными.
Шрифт текстура идеально подходит для обрезной гравюры, картину шрифта составляют равномерные вертикальные линии, строго горизонтальных штрихов практически нет, тонкие соединительные линии идут под углом 45 градусов.
Первые наборные шрифты
Для издания своих книг «отец» полиграфии Иоганн Гуттенберг выбрал именно текстуру. Литеры для Гуттенберга награвировал Петер Шеффер. Для имитации многообразия рукописных форм букв и для равной выключки строк потребовалось разработать около 240 различных по рисунку литер. Именно этим шрифтом издана знаменитая 42-строчная Библия (на каждой странице было 42 строки текста). Ее так же называют Майнцевской Библией, поскольку типография Гуттенберга находилась в ту пору в городе Майнце.
Бастарда
Официальным шрифтом католической церкви, текстурой, писали тексты в основном на латыни. Быстро писать плотный узкий шрифт было неудобно. Поэтому, неудивительно, что появилась его модификация. Почерк стал более округлым, форма букв адаптировалась к скорописи, писать таким шрифтом было легче и быстрее. В алфавите появились новые знаки, этим шрифтом стали писать книги на национальных языках: французском, немецком, английском.
Шрифт получил прозвище «Бастарда», от старого французского «Bâtard», что означает незаконнорожденный. Бастарда имела множество модификаций. Немецкая - более угловатая и жесткая бастарда отличается от беглой и округлой французской. Знаки в бастарде соединены между собой (как в современных рукописных текстах), почерк очень динамичен.
Ротунда
В переводе Rotunda означает закругленный. Шрифт сохраняет графемы готического письма, но образ страницы, написанной ротундой, сильно отличается от образа текстуры. Знаки широкие и закругленные. Характерные для готических шрифтов узкие жирные прямые знаки контрастируют в тексте с широкими и округлыми.
Швабахер
В Германии сложился специфический почерк, получивший прозвище по названию местности. Швабское письмо – Schwabacher. Буквы швабахера имеют пропорции близкие современному шрифту, знаки в строке не соединены между собой. Текст, написанный швабахером, имеет спокойный ритм и хорошо читается. Наборный шрифт в стиле «швабахер» появился в Аусберге и Нюренберге между 1460 и 1472 г. Швабахером набраны труды Мартена Лютера (около 1550 г.). В современной полиграфии используются стилизации швабахера и фрактуры в компьютерном наборе.
Фрактура
Fractus – означает ступень. Фрактура это поздний вариант готического шрифта. Появилась фрактура в канцеляриях императора Фридриха III (Германия, 1440-1493), как элегантный шрифт для книг и грамот. Фрактура очень декоративна. Знаки имеют выносные элементы в виде росчерка пера. Такие элементы получили прозвище «слоновьи хоботы». ПРОПИСНЫЕ знаки очень сложные по форме, с большим количеством декоративных элементов. Фрактура прижилась в Германии и использовалась в полиграфическом производстве до конца 19 века.
Полиграфия почти полностью отказалась от использования готических шрифтов в конце 19-го столетия. В 30-40-е годы прошлого века германские национал-социалисты попробовали повсеместно внедрить «готику» в немецкую полиграфическую продукцию, однако эта идея почила вместе с фашизмом. В современной полиграфии, готические шрифты используются для ритуальной, торжественной и религиозной полиграфической продукции. Стилизацию можно увидеть и на многих официальных документах. Многие компьютерные шрифты, которые сейчас использует полиграфия, являются прямыми потомками изобретений средневековых монахов-переписчиков.