ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ.

загруженное (16)

История костюма представляет собой отражение истории человека и чело­веческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззре­ние, уровень развития техники, торговые связи между странами — все это в той или иной степени находило выражение в костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм — это результат длительной эво­люции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовер­шенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека на­шего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности совре­менного общества.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагопри­ятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представ­ление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации райо­нах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Внешность человека всегда являлась в некотором смысле «произведением искусства», одним из способов самовыражения и самосознания, определяю­щим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой вы­ражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные фун­кции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. Раскраска тела также защи­щала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наво­дить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганце­вая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени). Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о при­надлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным укра­шением и также обозначала племенную принадлежность и социальное поло­жение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуаль­ных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы жен­щины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показы­ваться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как в волосах сосредоточена жизненная сила. Измене­ние прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть це­ремониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначе­ния социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей жи­вотных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов. Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшество­вали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, явля­ясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноаф­риканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

С начала мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.), когда менялись климатические условия, растительный и животный мир, на Земле разразился крупный экологический кризис. Первобытные общины были вынуждены ис­кать новые источники пропитания, приспосабливаться к новым условиям. В это время происходит переход человека от собирательства и охоты к произво­дящему хозяйству — земледелию и скотоводству, что дает повод ученым гово­рить о «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего матери­ала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. Шку­ры, снятые с убитых мужчинами на охоте животных, обрабатывали, как пра­вило, женщины с помощью специальных скребков, сделанных из камня, ко­стей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухо­жилия с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разны­ми способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Аф­рики зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — выма­чивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также ката­ли, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности. Дубили кожу с помощью отваров коры дуба и ивы, в России квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продук­ты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изго­товления одежды, но все-таки великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Ве­роятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние. Древ­ние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока. Множе­ство предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских кур­ганах Горного Алтая(VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у кото­рых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земле­дельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветны­ми узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в тка­чество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон. В эпоху неолита появилось великое изобре­тение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраня­ется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием жен­щин, которые занимались и изготовлением одежды. Поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома. Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помо­щью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1.     Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2.     Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенно­го размера (такие станки были у древних египтян).

3.     Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало стро­гое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, апплика­цией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>