Эстетика в современном японском дизайне
«Некоторые люди верят, что заниматься дизайном - значит иметь дело с красотой и функциями, но я хочу объединяться с чувствами и эмоциями. Кто-то должен соединить жизнь вместе с юмором и поэзией». Иссей Мияке
Вернемся собственно к вещи, заставившей ставшей основой, причиной данного реферата. Платье, так запомнившееся мне, это работа Иссея Мияке, основанная на концепции «а пи соф кловс» (кусок ткани - А-РОС). А-РОС пропагандирует удобство и функциональность плоской одежды, соответствующие традиционной японской одежде - кимоно. Выше уже шла речь о понятии ма - это пространство между телом и тканью. Так как фигура каждого человека отличается своими особенностями, пространство ма уникально для каждой отдельной личности и требует своей индивидуальной формы. Именно это определяет дизайн Мияке. Он предложил использовать для конструирования один цельный кусок ткани, которые будет подчеркивать ма определенного человека, создавать неповторимый силуэт. Такой подход кардинально отличается от взглядов европейских кутюрье.
Сочетая традиции японской эстетики с современными технологиями в 1999 году Мияке потряс мир, представив коллекцию А-РОС. Это принцип эстетики будущего: компьютерные технологии плюс традиционное вязание, символизирующее естественность, теплоту. Мияке создал нечто безразмерное (напомню, что кимоно имеет всего 2 размера), напоминающее вязаную трубу. Тот, кто пожелает носить такой наряд, вырезает из этой трубы нужную форму, придавая готовому платью любую желаемую форму. Конечно, это намного проще и быстрее, чем надеть кимоно, из 12 предметов, где никак не обойтись без посторонней помощи. Кимоно имеет стандартный крой по прямым линиям, который не соответствует очертаниям фигуры человека. Эта особенность позволяет легко хранить одежду, переделывать ее в другие вещи, подделывать под определенного человека. Так же и вещи Мияке, можно подогнать под любую фигуру.
Жизнь Иссея Мияке - это путешествие «посвященного», где прошлое, будущее и настоящее идут рука об руку. Иссей Мияке родился в Японии в 1938 году, начиная с 60-х годов жил в Париже и Нью-Йорке. Три континента, три абсолютно разных источника вдохновения... В переводе с японского «мияке» означает «три дома», а «иссей» переводится как «жизнь». Традиции подчеркивают дух авангардизма, классицизм смешивается с модерном. Иссей Мияке сталкивает континенты, чтобы предложить нам нечто уникальное: произведения человека его времени - вечного путешественника.
Будучи человеком высоких нравственных качеств, Иссей Мияке скромно говорит, что он проходит только половину пути. Женщина, носящая его одежду или пользующаяся его духами, проделывает оставшийся путь. Он дает рождение своему творению. Он же заставляет его жить. Настоящий японец сотворит чудо из куска неотбеленного хлопка. Европеец, споткнувшись о камень, отшвырнет его ногой, а японец подберет этот и еще несколько - и создаст «Сад камней». «Поэма холста и камня» - так называлась первая коллекция Мияке.
Ни у одного из японских дизайнеров вы не найдете вычурных моделей. В том числе и у Иссей Мияке. Его девиз: простота - чистая, подлинная красота. Мияке, как и остальные японские дизайнеры, создает моду «вне времени» и для всех. В 2006 году 68-летний японский модельер Иссей Мияке получил одну из крупнейших японских наград - премию Киото - за вклад в философию и искусство. Имя лауреата 2006 года сообщает Associated Press со ссылкой на учредителя премии.
Абстрактный подход японских дизайнеров к одежде удивляет, это подход, неоднократно сравниваемый с архитектурой и скульптурой, полностью игнорирующий европейскую школу костюма, и тело как основу. В каком-то смысле, они выстраивают тело заново. Например, коллекция Реи Кавакубо 1997-го года, где изменен привычный рельеф фигуры. Кавакубо, неудовлетворенная реальностью, создавала свой мир, отрицала каноны, подчеркивала очарование небрежности. Йоджи Ямомото и Рэй Кавакубо представили миру монохромные, рваные, недекоративные одежды. Ямомото синтезировал в своих вещах европейский покрой и японское восприятие мира.
Японские модельеры оказали существенное влияние на дизайнеров мировой моды, придерживаясь - сознательно или бессознательно - традиционной для Японии эстетики.