Моделирование одежды возрастныхгрупп
Проектирование одежды для детей должно происходить с учетом особенностей развития ребенка в каждом возрасте, детской психологии, требований гигиены (детская одежда должна способствовать правильному физиологическому развитию детского организма). Детская одежда должна быть прежде всего удобной и красивой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представления личности. В отличие от формы взрослой одежды, форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции проявляются прежде всего в рисунках и фактурах тканей, цветовой гамме; при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, детский комбинезон, платье с кокеткой и т.п.). Всех детей условно делят на шесть возрастных групп:
0 — грудничковая (0—1 год);
1 — ясельная (1—3 года);
II — дошкольная (3—6 лет);
III — младшая школьная (7—11 лет);
IV — старшая школьная, подростковая (12—15 лет);
V — юношеская (16—18 лет).
Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции; особенно это важно в одежде, предназначенной для тинэйджеров (старшей школьной и юношеской групп), при этом необходимо учитывать не только и не столько модные тенденции «взрослой» моды, сколько актуальные стили молодежных субкультур.
В отличие от детской, не существует специальной одежды для пожилых людей.Однако люди старшего возраста составляют значительный сектор на потребительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если учитывать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых странах). Поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы этой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообразной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы. Как правило, степень следования моде в старшем возрасте зависит от личного выбора чело века, но чаще всего модные тенденции в одежде присутствуют в смягченном виде, а преобладают классические формы, сдержанная цветовая гамма. Очевидно, что в одежде для пожилых неприемлемы все крайности моды: прилегающие силуэты (вместо них — полуприлегающие), сильно открытые модели, высокие каблуки, неудобные колодки в обуви. Комфорт и удобство — основные требования современного человека к одежде — для этой возрастной группы имеют особое значение. Удачным примером создания универсальной одежды, максимально учитывающей потребности немолодой женщины, является знаменитый костюм в стиле «Шанель», который К. Шанель придумала, когда ей самой было уже более 70 лет. Она учла все детали и малейшие нюансы, начиная от выбора ткани (твидов с рыхлыми структурами, которые, по мнению Шанель, лучше всего подходят к коже в морщинах), формы костюма (полуприлегающего жакета длиной до середины бедра и прямой юбки ниже колена с удобным запахом), и заканчивая эластичной подкладкой юбки и тяжелой цепью, пришитой с изнанки к низу жакета, которая оттягивает спинку, делая ее прямой. С костюмом полагалось носить блузу с воротником-шарфом, соответствующую по цвету подкладке жакета, чтобы зрительно «смазывалась» линия талии.
По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную. Швейная — одежда, выкроенная и сшитая из ткани либо из какого-либо другого материала (меха, кожи и т.п.). Трикотажная — одежда, связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажногополотна, связанного на машине.
Изначально возник трикотаж, связанный вручную. Предположительно уже в Древней Греции часть пряжи использовали для вязания. Элементы из трикотажа присутствовали в народном костюме (вязаные носки, рыбацкие свитера). В позднем средневековье и в эпоху Возрождения появляются трикотажные детали и в модном европейском костюме: штаны-чулки (кальце в Италии), чулки, перчатки, нижние мужские куртки с вывязанными узорами, имитирующими рисунки на тканях (испанские корпесуэло). В 1589 г. была создана первая вязальная машина для изготовления чулок англичанином У.Ли. Однако долгое время трикотажные дополнения к костюму ограничивались чулочно-носочными изделиями и перчатками. В XIX в. складывается особая группа одежды из трикотажа. Например, в 1820-е гг. популярны платья, связанные на спицах. В конце века в моду входят вязаные «пальто для дачи», а также вязаные шали инакидки. Во второй половине XIX в. распространяется одежда из трикотажа длязанятий спортом. Практически все классические формы трикотажной одеждывозникли в Англии первоначально как спортивная мужская одежда (для игры в гольф, поло и т.п.): джемпер, свитер и т.д. В начале XX в. появляются трикотажные трико для пловцов и гимнастов и нижнее белье из трикотажа. В 1920-е гг.трикотажная одежда превращается в модную повседневную — пуловер иликардиган носят с рубашкой и галстуком вместо пиджака в неофициальнойобстановке. К. Шанель ввела в моду трикотажную одежду для женщин, заимствовав из мужского гардероба джемперы, пуловеры и кардиганы. Именно тогда появились классические сочетания вещей из трикотажа — «двойки» (джемпер — кардиган или жилет) и «тройки» (джемпер — юбка — кардиган). С тех пор одежда из трикотажа занимает прочные позиции в гардеробе современного человека. В 1950—1960-е гг. в моде одежда для отдыха из набивного шелкового трикотажного полотна (модели итальянского модельера Э. Пуччи). В 1970-е гг. появляется нарядная одежда из трикотажа (ее ввели в моду итальянка Л.Бьяд-жотти и француженка С.Рикель). В моду входит верхняя одежда из трикотажа (пальто и полупальто). В 1980-е гг. широко распространяются трикотажные из делия с лайкрой. Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары (например, сумки). Недаром трикотаж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурентов, столь же универсальных и комфортных.
В современной одежде существуют следующие классические формы одежды из трикотажа:
Фуфайка — теплая вязаная рубашка или безрукавка.
Джемпер — вязаная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, как правило, с круглым воротом, надеваемая через голову.
Пуловер — трикотажная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, с У-образным воротом.
Свитер — трикотажная фуфайка с рукавами без застежки, надеваемая через голову, с высоким воротником, закрывающим шею.
Водолазка — трикотажный свитер с высоким воротником из тонкой пряжи (шерсть, шелк, хлопок, смешанные волокна).
Твинсет — женская короткая трикотажная кофточка с круглым вырезом и застежкой под горло.
Кардиган — трикотажный жакет с застежкой и У-образным вырезом.
Майка — трикотажная рубашка без рукавов и воротника, без застежки.
Футболка (ти-шотка) — первоначально спортивная трикотажная рубашка с отложным воротником, с короткими или длинными рукавами. В 1942 г. трикотажная рубашка белого цвета с короткими рукавами и круглым воротом стала частью обмундирования военного флота США. Впоследствии на футболках стали печатать название военного корабля или военной базы. В 1950-е гг. футболка стала популярной одеждой молодых людей после кинофильмов с участием М. Брандо — «Трамвай "Желание"» (1951) и «Дикарь» (1953), который носил футболки. Во второй половине 1960-х гг. футболки начинают носить и девушки.
Поло — спортивная рубашка с мягким отложным воротником и застежкой до середины груди.
Тенниска — трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами и застежкой «поло».
«Рубашка Лакоста» — спортивная трикотажная рубашка (первоначально из трикотажа в сеточку) с воротником и застежкой «поло», с короткими рукавами, заканчивающимися резинкой. Была запатентована в 1933 г. французским теннисистом Р.Лакостом, который придумал нашивать на груди этой тенниски эмблему в виде крокодила. Первоначально эта рубашка предназначалась для игры в теннис.
«Платье-труба» — платье из трикотажной «трубы», в котором отсутствуют вытачки, рельефы и боковые швы. Вошло в моду в 1980-е гг. благодаря французскому модельеру тунисского происхождения А.Алайя. Существует также «юбка-труба».
Рейтузы — длинные вязаные узкие брюки (первоначально для верховой езды).
Лосины, легинсы — первоначально длинные узкие штаны из оленьей кожи или замши, часть военного костюма или костюма для верховой езды. Сейчас — женские рейтузы длиной до щиколоток из эластичных материалов (лайкра, ластик). Вошли в моду в 1980-е гг.
Тренировочные брюки — первоначально (в 1930-е гг.) широкие трикотажные брюки, затем — узкие брюки, заканчивающиеся резинкой, манжетой или штрипкой.
Велосипедки — спортивные брюки длиной до колена или немного ниже из эластичных материалов. Вошли в моду в конце 1980-х гг.