КОСТЮМ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

загруженное (19)

В 476 г. пала под натиском варварских племен Западная Римская империя (в395 г. Римская империя окончательно разделилась на две части). Наследни­цей античной цивилизации стала Восточная Римская империя — Византия (отназвания греческой колонии Византии, на месте которой была основана сто­лица Восточной Римской империи — великий город Константинополь). В куль­туре Византии причудливо соединились античная восточная и христианскаякультуры. В эпоху расцвета Византия была огромной империей, в которой жиломножество народов, а Константинополь был самым богатым городом Европы и Ближнего Востока. В Константинополе были построены великолепные храмы и роскошные дворцы, он стал центром ремесленного производства всей им­перии. Чужестранцев поражали драгоценные одежды византийских императо­ров и придворных, так как только в Византии уже в V в. умели изготавливатьпарчу — шелковую ткань с вплетенными золотыми или серебряными нитями. Производство и продажа шелка в Византии проходили под строгим контролемгосударства, которое взимало с каждой сделки пошлину в казну, а также зап­рещало вывозить шелк-сырец, разрешало торговать только шелковыми тканя­ми, которые ценились в буквальном смысле «на вес золота». В Византии тща­тельно хранили секрет изготовления стойкого красителя пурпура — «цветаимператоров». Также славились шерстяные и льняные ткани из восточных про­винций Империи: Египта, Сирии, Палестины и Киликии, завоеванных в V— IXвв. арабами. Шелковые и парчовые ткани и ценные красители могли производить только государственные мастерские — эргастирии  А все ремесленники были объединены в корпорации. Одежду на продажу шили ремесленники-пор­тные или женщины из небогатых семей, которые вкладывали свое приданое в небольшие мастерские. Любую одежду могли сшить и дома, так как ее конст­рукция была очень простой и почти не изменилась за тысячу лет существова­ния Византии: ее основой был туникообразный покрой. Мужской костюм со­стоял из туники с длинными рукавами (далматика), длина которой зависела от социального положения, штанов-ноговиц и плащаВ V—VII вв. император носил длинную тунику с плащом палудаментум и оплечьем мани-акий, а также венец-корону и пурпурные башмаки. Позднее их сменила узкая туника с широкими рукавами (саккос), которую носили с ло-румом — полоской ткани из золотой парчи, расшитой драгоценными камня­ми. Со второй половины VII в. под влиянием Востока в мужском костюме по­являются новые элементы, в частности, распашная одежда скарамангий (род кафтана, который в XIII—XV вв. стал называться кавадий), а также скараник — кафтан с короткими рукавами для верховой езды. Туники были узкими с короткими рукавами (коловий), узкими с широкими рукавами (дивитисий, позднее — саккос). Женский костюм менялся меньше и состоял из туники, короткой туники столы  и плаща пенулы. Простые горожанки носили покрывало мафорий. В XIII—XV вв. в Византии на платье-тунике снизу появляется оборка, пришитая чуть ниже коленей.

После падения Западной Римской империи на развалинах античной ци­вилизации стала формироваться новая европейская цивилизация. В VI—VII вв. на территории Западной Европы города пришли в запустение, торговля замерла, ремесло находилось в состоянии упадка. В VIII—IX вв. складываются сравнительно устойчивые государства, из которых самым крупным стала империя франков при Карле Великом. Это был «догородской» период, когда остатки античных городов сохраняли стратегическое или административное, но не экономическое значение. Ремесло было деревенским, существовало как часть универсального натурального хозяйства. Ремеслом занимались в основ­ном зависимые крестьяне. Они платили оброк кусками льняного полотна или шерстяной ткани, а также готовой одеждой (10—20 изделий в год с одного хозяйства). Мир вещей человека раннего средневековья был ограничен, они отличались грубостью изготовления, но были удобны и прочны, просты и лаконичны в декоре. Одежда простолюдина изготавливалась из кожи, меха, льняного и конопляного полотна. Крестьяне занимались льноткачеством и шерстоткачеством, валяли войлок, используя простейшие механизмы, изве­стные еще с античности. Только в XIII в. в Европе появятся прялка с коле­сом, горизонтальный ткацкий станок с механизмом, валяльная машина. До­мотканые ткани окрашивали растительными красителями. Шерстоткачеством в основном занимались фламандцы, франки и кельты; скандинавы даже де­лали шерстяные паруса. Сукна выделывали во Фрисландии и Фландрии. Ис­пания славилась кордовской кожей и шелками. Шерстяные сукна и изделия из них ценились очень высоко, привозившиеся с Востока шелковые и тонкие шерстяные ткани стоили очень дорого, чтобы оправдались расходы и риск, связанные с дальними путешествиями.

Согласно «Капитулярию о виллах» Карла Великого (конец V1I1 — начало IX вв.) в королевском имении наряду с другими специалистами обязательно должны были находиться сапожники, прядильщики, ткачихи и портнихи в особых мастерских-генициях. При такой специализации качество изготовле­ния одежды стало намного выше, чем в крестьянском хозяйстве. С IX в. во Франции известен утюг, который стал таким же незаменимым орудием порт­ного, как ножницы и иголка.

На вышивке в это время специализировались мастерские при монастырях. Особенно славились искусными вышивками мастерские аббатств Св. Петра в Корби, Сен-Дени, Клерво, Сите во Франции, Монте Кассино в Италии, Сан­тьяго де Компостелла в Испании, Вестминстерского аббатства в Англии. В это время появились и «бродячие мастера» — портные и сапожники, которые хо­дили из деревни в деревню и выполняли заказы. Костюм раннего средневеко­вья сложился под влиянием варварской одежды: накладной рубахи, штанов и плаща. Закрытость средневекового костюма по сравнению с античным была обусловлена более суровым климатом и изменением этического идеала в связи с христианизацией варварского мира. Одежда была накладной и туникообраз-ной (шемиз, шенс), но уже делались попытки приблизить формы костюма к формам тела: рукава сужали к запястью, расширяли нижнюю часть одежды с помощью клиньев.

С X в. происходит быстрый рост городов — центров ремесленного товарного производства. А в XI в. начинается, по словам французского историка Ф. Бро-деля, «первая промышленная революция Европы», которая продлится до XIII в. С XI в. происходит переход от мотыжной обработки земли к пашенной с при­менением усовершенствованного плуга и лошади с плечевым хомутом. Широ­кое распространение получило трехполье, способствующее сохранению пло­дородия земли. Это позволяло с одной и той же площади при втрое меньших трудовых затратах получать вдвое больший урожай. Кроме того, началась «энер­гетическая революция» — стали применяться водяные и ветряные мельницы. Все это позволило получать прибавочный продукт, что стало основой бурного роста городского населения. Демографический подъем привел к «городской революции» — города стали играть ключевую роль в хозяйственной жизни клас­сического средневековья.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>