Основные методы дизайнерского проектирования
Методы диз. проектир-я можно разделить на 2 большие группы:
1-я группа – это методы, когда проектировщик рассматривается как чёрный ящик;
В данном случае предполагается, что самая важная часть процесса проектир-я совершается в голове проектировщика, в определённой мере в обл-ти, не подчинённой сознанию. Отстаивая такую точку зрения, теоретики творческого подхода противопоставляют себя сторонникам взглядов на проектирование как на логич-й процесс.
На этом основан метод мозговой атаки или мозгового штурма. Он основан на том, что если чел-ка считать чёрным ящиком, разумно предположить, что устранение фильтров на выходе, по меньшей мере, увеличит колич-во выходных сигналов. На этой же основе базируется метод синектика. Он напоминает метод мозговой атаки, но в конце предполагает использ-е биологич-х и анатомических аналогий.
2-я группа – методы, когда проектировщик рассматривается как прозрачный ящик.
В большинстве своём методы проектирования преследуют цель объективирования процесса и результатов мышления. В данном случае предполагается, что проектировщик всегда вполне осознаёт свои действия и их причины.
Методы, в котор. проектировщик рассматривается как прозрачный ящик, характеризуются следующими общими чертами:
-цели и критерии задаются заранее;
-поиску решения предшествует проведение анализа;
-оценка результатов даётся в основном в словесной форме и построена на логике;
-заранее фиксируются стратегии, т.е. определённый порядок действий.